Конференция «Создание высокопроизводительных рабочих мест – стратегия роста для России»

02.11.17

Конференция «Создание высокопроизводительных рабочих мест – стратегия роста для России», прошедшая 30 октября 2017 года в Доме правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, стала региональным мероприятием, вошедшим в цикл конференций, которые были проведены в более чем 80 регионах Российской Федерации с 15 сентября по 30 октября 2017 года.  

Цель проведения цикла региональных конференций – организация широкой общественной дискуссии в рамках ответа на вопрос о том, как простимулировать процесс создания ВПРМ в субъекте Российской Федерации и на федеральном уровне, как повысить эффективность занятости в экономике России и поддержать стабильность на рынке труда. 

Экспертный центр при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей провел анализ показателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на предмет возможности создания высокопроизводительных рабочих мест.

В Югре в 2016 г. – 367 тысяч единиц ВПРМ.

Отрасли – лидеры по числу рабочих мест в 2016 году: добыча полезных ископаемых – 337,2 тыс. ед.; финансовая деятельность – 265,9 тыс. ед.; строительство 127,5 тыс. ед.; транспорт и связь – 106,0 тыс. ед.; операции с недвижимым имуществом – 90,7 тыс. ед.; оптовая и розничная торговля и ремонт 68,6 тыс. ед.; производство и распределение энергетических ресурсов – 53,1 тыс. ед.; предоставление прочих услуг – 30,4 тыс. ед.; гостиницы и рестораны – 13,9 тыс. ед.; производство нефтепродуктов – 13,6 тыс. ед.
По числу ВПРМ с большим преимуществом лидирует добыча полезных ископаемых (218,7 тыс. ед.). Далее следуют сектор транспорта и связи (40,3 тыс. ед.), производство и распределение энергетических ресурсов (35,6 тыс. ед.) и строительство (16,0 тыс. ед.).
Среди отраслей обрабатывающей промышленности в топ-10 по числу ВПРМ вошли также отрасли производства машин и оборудования (2,2 тыс. ед.), производства электрооборудования (1,5 тыс. ед.) и производства транспортных средств и оборудования (0,9 тыс. ед.).
По объему добавленной стоимости на 1-м месте – добыча полезных ископаемых (1 107,0 млрд руб.). На 2-м месте – производство и распределение энергетических ресурсов (103,3 млрд руб.). На 3-м – транспорт и связь (84,5 млрд руб.).
В топ-10 отраслей по доле ВПРМ в общем числе рабочих мест вошли: на первом месте – производство нефтепродуктов (99,9 %), рыболовство (99,2%) и государственное управление (69,1%). В других отраслях доля ВПРМ ниже и составляет от 70 до 50 %.

Потенциал создания ВПРМ в ХМАО – Югре оценивается экспертами как высокий.

В случае выполнения Стратегии роста в полном объеме и при условии благоприятной экономической конъюнктуры регион за счет улучшения соотношения риск/доходность сможет увеличить число ВПРМ до 585 тыс. ед. (+210 тыс. ед.) к 2020 году. При наличии внешних факторов, ограничивающих экономическую конъюнктуру, реализация этого потенциала возможна к 2025 году.

Что нужно для того ,чтобы реализовать потенциал?

Первое – реализовать ключевые кластерные и иные проекты.

 Точки роста

Создание мощностей по переработке низкокачественной древесины и выпуску смол в Советском районе. Модернизация мощностей по заготовке и переработке древесины в Советском районе. Cоздание производственного комплекса по обогащению кварцевого сырья и выпуску продукции для наноэлектронной, оптической, светотехнической и химической промышленности в Нягани. Модернизация мощностей по производству МДФ в Кондинском районе. Реконструкция рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов рыб в средней Оби в  Ханты-Мансийске. Создание и эксплуатация на основе концессионного соглашения (соглашения о ГЧП) мостовых переходов через реку Обь в Сургутском районе, в Октябрьском районе. Создание и эксплуатация на основе концессионного соглашения (соглашения о ГЧП) мощностей по хранению и переработке твердых бытовых отходов в Нефтеюганском, Нижневартовском, Ханты-Мансийском районах. Добыча и переработка твердых полезных ископаемых (горнопромышленный кластер) в Березовском районе. Создание индустриальных (промышленных) парков, промышленного технопарка Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Второе – реализовать на региональном и федеральном уровне системные решения, направленные на стимулирование бизнеса к созданию ВПРМ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Переход к умеренно-мягкой денежно-кредитной политике (количественное смягчение – вариант для России). Денежно-промышленная политика: обеспечение долгосрочного кредита экономике по конкурентным ставкам. Ограниченное стимулирование спроса и создание новых рынков, в том числе необходимо стимулирование внутреннего спроса как основного драйвера экономического роста, прежде всего на продукцию отдельных производственных секторов, обладающих максимальным мультипликативным эффектом, и создание условий для развития конкурентоспособных производств, ориентированных на экспорт. Целесообразно разработать директивные планы для компаний с государственным контролем. В сфере государственных закупок следует: сократить сроки доведения средств бюджета до бюджетополучателей; стимулировать аутсорсинг во взаимодействии малого и среднего бизнеса и компаний с государственным участием с целью увеличения доли участия производственных субъектов МСП в закупочной деятельности госкомпаний. Снижение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий за счет повышения их эффективности. Проведение налоговой реформы, стимулирующей качественный экономический рост, в том числе следует повысить эффективность налогового администрирования, упростить систему отчетности, создать систему налоговой мотивации муниципалитетов и субъектов РФ по развитию бизнеса и привлечению инвестиций, необходимо перераспределение источников налоговых доходов между различными уровнями бюджета. Целесообразно принять федеральный закон, закрепляющий общие принципы установления, введения и взимания неналоговых платежей, а также общие правила их администрирования. Существенное снижение административного давления на бизнес. Проведение судебной реформы. Проведение реформы уголовного экономического законодательства. Повышение уровня и качества жизни. Следует исходить из принципа, что расходы бюджета на социальную сферу – это не безвозвратные субсидии, а инвестиции в человеческий капитал, а значит, в экономический рост и увеличение доходов бюджета. Электронная (цифровая) экономика. Активизация, введение в коммерческий оборот «спящих» имущественных и земельных активов государства, в том числе необходимо усовершенствовать порядок определения кадастровой стоимости недвижимости, упростить процедуру оспаривания, установить четкие требования к оценке и учету кадастровой стоимости, повысить ответственность оценщиков. Пространственное развитие, предполагающее в качестве основной единицы территориально-отраслевой политики – города с населением 250–500 тысяч (для регионов с малой концентрацией населения 100–150 тысяч человек), а не многомиллионные агломерации. Открытая экономика, место России в международном разделении труда.

Примечание

Подробное описание основных системных решений в Стратегии роста –  www.институтроста.рф

«Стратегия Роста». Присоединяйтесь:

Узнайте о «Стратегии роста» на сайте: www.институтроста.рф или http://stolypinsky.club Поставьте свою подпись в поддержку Стратегии роста
#Вопросы

Остались вопросы или
возникла проблема?

Вы можете задать интересующие вопросы, позвонив по телефону

8 (800) 101 01 01

или написав письмо на наш электронный адрес

fond@sb-ugra.ru

*/?>